О духовности

На протяжении всей истории человечество задумывалось и искало понимание сущности духовного развития личности во взаимодействии с окружающим миром.

Это требовало необходимости становления общечеловеческих ценностей, взаимопонимания между ЛЮДЬМИ и государствами. Хотя и медленно, но ученые представляют духовные идеалы и воплощают их образ в титанов духа. Кто же эти титаны, указывающие путь к возможности совершенствования жизни?

Духовный их подвиг выходит за пределы национального и становится общим достоянием человечества, их учения передаются в традициях многих народов мира. Это бессмертные духовные завещания. Как сохранить их , развить в новом XXI веке? Многогранное анкетирование подростков определяет , что с каждым годом духовность , духовная культура детей требует особого внимания и научного обоснования. Иногда они доходят до катастрофического состояния. Поэтому духовное воспитание приобретает, важнейшее значение в современном реформировании образовательных учреждений. В чем же заключается духовность? Ученые определяют ее как чрезвычайно сложное и интегративное понятие.

Духовность — это внутренний мир человека его сознания, мировоззренческие ориентации. Основой духовности есть собственные человеческие ценности , духовные потребности , интересы , вкусы и идеалы. То есть, сущность духовности составляют интеллектуальные, нравственные и эстетические ценности личности. В педагогическом словаре духовность рассматривается как:

«Индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей и идеальной потребности познания и социальной потребности ЖИЗНИ, действовать для других».

Первая — включает потребность познания мира, себя, суть назначения своей жизни.

Вторая — рассматривается как душевность и характеризуется хорошим отношением лица к людям, вниманием , готовностью принять помощь , разделить радость , горе. Эту ориентацию необходимо учитывать при работе с детьми и подростками во внешкольных учреждениях.

Как же формируется духовная культура, в чем она заключается? Как ее рассматривает православная религия и современная наука?

Источником духовного потенциала является народная мудрость, семейное воспитание, достижения науки. Духовные знания старших поколений для лучшей сохранности были « зашифрованы » в народных и религиозных обрядах обычаях, традициях. Они призвали к общим ценностям. Они сохраняли по капле народные знания, их формы, последовательность передавались на протяжении столетий и сохранились до наших дней. Мать по обычаю пела ребенку колыбельную, позже учила стихов, пословиц, сказок, песен. Ребенок в дальнейшем создает и развивает основные наработки своей эмоциональной сферы. Значение обрядовых, свадебных песен, колядок, веснушек сказок для эмоциональных чувств, приобщение детей к трудовым делам, приближение их к религии создавали здоровую духовность. Таким образом, духовность у детей формируется через усвоение национальной культуры, искусства, через обучение слушать и воспринимать музыку, замечать красоту природы, через уважение и любовь к отцу, матери, роду и народу, христианской вере. Духовному развитию личности много внимания посвятили известные ученые, педагоги, литераторы, художники, музыканты, скульпторы , психологи , служители церкви. Разными путями наука и религия стремятся к духовности человека. Основным вопросам научного — мировоззрения являются: « Каков мир?», а религиозного — «Как жить в мире?» Объединяющим вопросом для этих двух учений следующее: « Утверждение мира в мире и душах людей ».

Как же понимать единство понятия «духовность », «дух», « духовная культура»?  Если духовность от слова «дух » — это внутреннее состояние человека, нравственная сила, душевное состояние. Говорят: «В здоровом теле — здоровый дух », «боевой дух», «духовный мир человека», «духовные интересы», «бездуховность ».

Дух — понятие, употребляемое в философии , как понятие «идеальное».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *